Украинская писанка | Издательство Пегас | Статьи

Украинская писанка: история, традиции, любопытные факты

Расписанные разноцветными узорами птичьи яйца называют в Украине писанками. Сегодня это неотъемлемый атрибут пасхальных празднеств.

Давайте в эти пасхальные дни, дорогие друзья и гости сайта ИД Пегас, обратим свое внимание на смысл и происхождение нашей украинской писанки.

Почему на сайте детской книги мы посвящаем место и время этому виду старинного народного творчества? Действительно, что может быть общего между детской книгой и писанкой? А ответ-то предельно ясен: духовные корни, объединяющие нас в единый народ, зримо проявляющиеся, как в доброй, сделанной с душой, книге для детей, воспитывающей личность, так и в писанке, воспитывающей любовь к своим духовным истокам.

Сегодня расписанные разноцветными узорами птичьи яйца, которые называют в Украине писанками — неотъемлемый атрибут пасхальных празднеств. Для росписи, наряду с куриными, используют гусиные, утиные и страусиные яйца. Они больше куриных по размеру, поэтому такие писанки выглядят эффектнее.

Однако, согласно исконным народным традициям, берущим начало еще до христианской эпохи, для писанок, главный смысл которых — магические, ритуальные и целебные действия, использовались оплодотворенные яйца курочек-молодок в первое весеннее новолуние.

Хотя, писанка, как создание рисунка с помощью специального приспособления — писачка, воска и последовательного нанесения слоев краски на скорлупу — это не единственная техника раскрашивания поверхности яиц.

Издревле, как в пасхальные празднества, так и для магических ритуалов в дохристианский период, активно использовались крашенки — вареные яйца, окрашенные в какой-либо один цвет. На Пасху, как правило, в красный.


На всей территории Украины и в наши дни массово распространен обычай употреблять крашенки в пищу на рассвете Великого Воскресенья, после окончания всенощной пасхальной службы в храмах.

В дохристианскую эпоху их также применяли в качестве атрибутов магических ритуалов. Считалось, что они обладают целительной силой. Заболевший человек носил крашенку на шее, подвешенной на нити. По языческим поверьям она, как бы, вбирала в себя его болезнь. На новоселье над дверью вешали амулеты из красных крашенок в обрамлении колосьев пшеницы.

В народных традициях развивались и другие техники раскраски яиц.


Крапанка – это когда горячим воском наносятся пятна, полоски, крапинки на скорлупу, после чего яйцо погружается в краску. Затем снова наносят капельки воска и погружают в краску другого цвета. А так далее. Потом воск удаляют, и на яйце остаются разноцветные пятнышки: белые и цвета используемых красок.


Дряпанка, или шкрябанка – это яйцо, окрашенное в какой-либо однотонный цвет, на котором затем с помощью металлического острия процарапан узор.


Малеванка – это яйцо с нанесенным на скорлупу авторским, зачастую художественным рисунком: натюрмортом, пейзажем, придуманным сюжетом.

В искусстве росписи яиц особое смысловое значение играет цвет. При этом надо понимать, что цвета писанки “рассказывают” о различных, порой противоположных, сторонах жизни в понимании наших предков, и могут быть прочитаны только в сложном сочетании друг с другом. Толкование такого сложного сочетания цвета и символических знаков на писанках и является предметом этнографических исследований.


Скажем, черный цвет символизирует связь с землей. В разных сочетаниях он может быть, как символом плодородия, надеждой на обильный урожай, так и потустороннего мира.

Красный — это цвет крови. Поэтому именно красные крашенки используют для трапезы, игр, взаимных подарков на Пасху, как приобщение, согласно христианской вере, к крови Христа, смывшей с мира человеческие грехи.

Кроме того, красный цвет — это торжество Воскресения, то есть символ Жизни и Любви. У наших предков он имел на писанках значение жизненной силы, власти, мужского начала, надежды на счастливый брак в любви.

Белый цвет в качестве тона для окраски и росписи символизирует чистоту, стремление к высоким духовным идеалам, семейное счастье, основанное на взаимной любви, мир, успех во всех жизненных начинаниях.

Желтый цвет — символика созревшего зерна, означает полный достаток. Это — цвет Солнца, поскольку в зерне его частичка, а цвет Солнца — это цвет счастья и изобилия.

Голубой — цвет небесной божественности. Он олицетворяет небо, воздух и, вместе с тем, воду, как зарождение жизни и основу здорового — духовно и физически — существования.

Зеленый — цвет весны, весеннего обновления природы, плодородия, богатства.

Коричневый — это мать-земля, ее сила, ее дары, забота и оберег от злых духов.


Шифр мировосприятия наших предков в традициях и символике писанки

Почему именно яйцу с самой древности у славян отводилась роль “посредника” между человеком и окружающим его мирозданием?

Восприятие Вселенной соотносилось у наших предков с образом Мирового Яйца, а из всех птиц именно курица соответствовала образу зародившей его Божественной Птицы.

В тоже время в мировоззрении славян присутствовал и другой мифологический архетип — Мировое дерево. Его символика постоянно встречается в узорах писанки.

Значимость прочтения и расшифровки этих узоров невозможно переоценить. Ведь они свидетельствуют, по крайней мере, о наличии у наших предков осмысленного и системного мировосприятия окружающего мира: космоса с наблюдаемыми космическими объектами, духовного мира божеств и самого человека, неразрывно связанного с ними по жизни.

Если говорить именно о писанке, то, чтобы сохранять магические свойства, яйцо-оберег должно быть только живым. Содержимое яйца удаляется лишь тогда, когда работа полностью завершена.

Для производства писанок в старину использовался чистый пчелиный воск, живой огонь восковой свечи, растительные красители. Особую роль отводили воде, на которой замешивали краски. За ней ходили до наступления зари, молча, втайне, брали из 7 источников или там, где 3 потока сливаются в один. Такая вода называлась у славян непочатой, или «немой».

В древних народных традициях – расписывать писанки в течение всего года. В ожидании младенца, хозяйка расписывала их яркими цветами и птицами, символизирующими чистоту и красоту души, которая вот-вот явится миру.

Для богатого урожая в первую и последнюю борозду поля закапывали писанки с орнаментом из пшеничных колосьев и земледельческими сюжетами.

О чем это все говорит нам?

О процессе создания писанки, как стремления к высочайшему уровню духовной чистоты наших предков, и познания законов природы, как составной части Мироздания. Не случайно на традиционных украинских писанках, хранящихся в этнографических музеях Львова, Коломыя, Харькова точное воспроизведение архаичного представления о Вселенной: в широкой части яйца пиктограммы земли, засеянного поля, зачастую изображены волны, омывающие землю, а на верхней части — «небесный свод» с мифологическими птицами и духовными существами.


Духовное значение украинской писанки для каждого из нас сегодня

У нашей украинской писанки есть одна замечательная особенность, которая по своей значимости для сегодняшней Украины сравнима с поэзией Шевченко, украинским синим небом над головой и мелодиями украинской степи, воспетых в стихах Тараса Григорьевича.

Эта особенность состоит в глубинной, объединяющей роли всех частей и краев нашей страны в единую, неделимую и самобытную украинскую общность. Глубинной потому, что идеи и смысл сюжетов росписей на скорлупе яиц не выдуманы наобум, а повествуют об идее Мироздания, строения и сущности Вселенной. И являются зримым отражением духовных ценностей и приоритетов украинского народа. Узоры украинской писанки переплетают в неразрывный духовный орнамент душу Гуцульщины, Покутья, Галичины с душой Слобожанщины – Запад Украина с ее Востоком.

Вот давайте и отправимся с вами, дорогие читатели, сначала на Гуцульщину, в Ивано-Франковскую область, в живописный городок Коломыя. Славен он тем, что там хранится самое большое в мире расписанное красочным орнаментом яйцо. Какое это – самое большое? А ни много, ни мало – 13.5 м. в высоту и 10 м. в диаметре!

Ого! Какой же птице относится такое «яичко»? Безусловно, какой-нибудь сказочной. Пусть это для наших читателей останется загадкой. Которую, впрочем, несложно разгадать. Достаточно побывать в уникальном — единственном в мире — Музее «Писанка» в городе Коломыя, чтобы лично узнать ответы на множество загадок, связанных с историей и традицией украинской писанки.

Более 6000 экспонатов расскажут о смысловой символике каждого штриха и цветового решения при росписи яиц, символизирующих духовную сущность украинцев. А самое огромное на свете расписанное яйцо – это часть комплекса музея «Писанка».

В соседнем областном центре – Львове, в этнографическом музее, хранится тоже уникальная коллекция древних украинских писанок, порядка 11000. Во многом, именно они служат основой для исследования этнических корней и истоков духовного кода украинского народа.

В этой связи и по сегодняшний день остается чрезвычайно актуальным полная расшифровка пиктограмм – знаковых изображений на расписанной скорлупе куриных яиц, хранящихся в этих этнографических музеях. Ведь это, прежде всего, важно для нас, ныне живущих на этой земле, под украинским небом, прочесть и уяснить духовный смысл молитв предков, обращенных к Богам Вселенной, запечатленных в символике писанок.


Кстати, опыт «прочтения» этих узоров стал, в частности, основой методологии расшифровки харьковчанином, этнографом и одним из основателей майянистики Кнорозовым Юрием Валентиновичем, древнего узелкового письма индейцев майя.

А опыт этот берет начало в работах другого знаменитого харьковчанина, историка и этнографа, основателя Харьковского исторического музея, носящего ныне его имя – Николая Федоровича Сумцова. Еще в 1891 г. им было издано исследование под названием «Писанки». В ней исследуются характерные для Слобожанского края знаки и символы на расписных яйцах.

И вот мы уже из Коломыи и Львова в поисках традиционной украинской писанки перемещаемся на Восток – на Харьковщину.

Коллекция Харьковского исторического музея расскажет нам, что слобожанские писанкари использовали в своем творчестве так называемые солярные символы – звезды, мотивы Солнца, растительные орнаменты, древние пиктограммы о сущности Мироздания.

На слобожанской писанке, к примеру, отсутствуют символы крестов, что свойственно многим другим писанкам христианской эпохи. Это говорит о её очень древнем, дохристианском происхождении.

Во времена христианства на писанках появилась религиозная символика. Точками обозначались слезы Божьей Матери, рыба – символ Иисуса Христа, крест – страстей Христовых.

А есть ли символы, присущие большинству украинских писанок от Львова до Харькова?

Да, это — геометрические фигуры. Треугольник – символ семейного (мать, отец, ребенок), божественного (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой) или стихийного (земля, небо, огонь) начал. Круг – символ смысла жизни и его поиска, решеточка – символ переплетения успехов и испытаний в человеческой судьбе, разделения добра и зла, кольцо – материнства и познания. Что интересно, звезды, а также конь на писанках могут символизировать солнце; олень – жизненную силу, а рыба – жизнь, здоровье, плодородие.

Вообще же, символика старинных украинских писанок необычайно богата и разнообразна. Этнографы, историки, лингвисты и даже математики — ведь расшифровка системы цветов и символов на писанках является сложной задачей на стыке наук — по сей день исследуют и систематизируют их всевозможные интерпретации.

Именно сегодня для нас, современников важно прочесть эти живые письмена былых времен. Потому что в них запечатлено мировоззрение и духовные начала живших веками на этой земле людей — то, что и объединяет всех нас от Востока до Запада в единый украинский народ. В этом и есть для всех нас то самое главное, что мы должны осознавать, глядя на эти произведения старинного народного творчества — писанки, крашенки, крапанки, дряпанки, малеванки.

  • Александр Тиханов
Оставить отзыв / комментарий: